ЗИС-110. Легковой автомобиль высшего (представительского) класса, первый отечественный послевоенный автомобиль. Его производство началось в 1945 году на смену ЗИС-101 и закончилось в 1958, когда его в свою очередь заменил ЗИЛ-111.
На базе ЗИС-110 было создано несколько модификаций:
• ЗИС-110А — автомобиль скорой медицинской помощи,
• ЗИС-110Б — автомобиль кабриолет со складной матерчатой крышей,
• ЗИС-100С — автомобиль с бронезащитой,
• ЗИС-100Ш — штабной автомобиль,
• ЗИС-110П — полноприводный автомобиль.
Иосиф Виссарионович Сталин считался самым главным автомобильным экспертом на территории одной шестой части суши. Несмотря на ярое противостояние звездно-полосатой идеологии, ему очень нравились американские автомобили. В частности, вождь любил «Паккарды». Неудивительно, что первый послевоенный советский лимузин, ЗИС-110, во многом повторял конструкцию своего заокеанского прообраза, «Паккард-180». Несокрушимая мощь и роскошь читалась и в длиннющем капоте, под которым скрывалось 8-цилиндровое сердце, и в просторном салоне со стеклянной перегородкой, откидным средним рядом сидений, радиоприемником, электростеклоподъемниками и прикуривателем. Ехать в ЗИС-110 было всегда приятно. Во-первых, в нем была установлена по-американски мягкая подвеска, что позитивно сказывалось на плавности хода. Во-вторых, увидев подобный автомобиль на улицах, простые советские граждане испытывали двойственные чувства, отражаемые на их лице: восторг и страх. Наблюдая подобную картину сквозь окошко ЗИС-110, человек, едущий в нем, невольно убеждался в совей невероятной значимости для целого государства.
Внешнее декоративное формление автомобиля практически дословно имитировало американский «Паккард» модели «180» с кузовом «туринг седан» предвоенной модели, но на самом деле, вопреки утверждениям ряда зарубежных историков автостроения, знакомых с этим автомобилем лишь по фотографиям, это была полностью самостоятельная советская разработка.
В годы Великой Отечественной Войны, когда велось её проектирование и подготовка производства, не было никакой возможности — в первую очередь, финансовой — заказать в США ни полную линию производства, ни даже оснастку для изготовления кузовных панелей.
Вместе с тем, создатели автомобиля попытались максимально возможно «развести» его внешность с устаревшим «Паккардом», сохраняя внешнее оформление полностью в традициях фирмы — в частности, вновь разработанный кузов имел иные габариты (главным образом, бо́льшие длину и ширину) и обводы, в частности — более современную линию крыши с выступающим багажником, не имел подножек и запасных колёс в передних крыльях .
Получившийся в итоге кузов ЗИС-а внешне больше всего напоминал кузова ручной работы ателье «Фишер» для автомобилей «Бьюик-Лимитед» или «Кадиллак» последних довоенных моделей. Декор же, включая «фирменную» «Паккардовскую» решётку радиатора и хромированные молдинги на передних крыльях, был внешне практически идентичен «Паккарду», что и вызвало путаницу.
Оснастку для производства кузовных панелей автомобиля полностью изготовили в СССР, причём штампы были не отфрезерованы из стали, а отлиты из цинко-алюминевого сплава — это позволило снизить стоимость и трудоёмкость изготовления, что было важно в военное время, но такие штампы могли выдержать лишь ограниченное количество рабочих циклов. Для модели представительского класса с небольшим объёмом выпуска это решение оказалось приемлемым. Необходимо отметить, что кузов автомобиля был первым спроектированным и подготовленным к производству в СССР, до этого оборудование для штамповки заказывали в США. В частности, для модели ЗИС-101 его заказывали фирме «Бадд», что обошлось государству в полмиллиона долларов и заняло 16 месяцев.
Оснащался рядным 8-цилиндровым, 4-тактным двигателем, мод. ЗИС-110, рабочим объёмом 6002 см, мощностью 103 кВт при 3600 об/мин. Двигатель известен исключительной плавностью работы.
В своё время, это был один из самых больших легковых автомобилей в мире.
Автомобили ЗИС-110 использовались не только для обслуживания госучреждений, но и в таксопарках в качестве маршрутных такси на междугородных линиях, в том числе, на юге как такси использовались кабриолеты.
До настоящего времени в России сохранилось не более двадцати ЗИС-110 с кузовом лимузин и только два кабриолета. Ценители могут полюбоваться (но не более того) этими машинами в Северной Корее, где они до сих пор участвуют в парадах.