ЗАЗ-965. Проект легкового авто малого класса был на вооружении в конце пятидесятых годов у таких грандов отечественного автомобилестроения, как «ГАЗ» и «Москвич». Нижегородская машинка именовалась «ГАЗ-18», малолитражка же из столицы одной шестой части суши называлась «Москвич-444». Однако суперкультовому и мегалегендарному автомобильчику СССР суждено было родиться в Украине, на запорожском заводе по производству сельскохозяйственной техники «Коммунар». Некоторые историки поговаривают, что на «жужике» в свое время не погнушался прокатиться даже сам генсек, дорогой товарищ Леонид Ильич Брежнев. Правда это или вымысел - судить трудно. Впрочем, множество былей, анекдотов и невероятных историй, в которых на главных ролях «ЗАЗ-965», недвусмысленно намекают на сильнейшую ауру малолитражки и её величайший вклад в рост духовной культуры, как автолюбителей, так и просто, незаинтересованного в технике человечества!
Сегодня мало кто помнит, какова была эта машина, а нюансов она имела с избытком. Например, двери, открывающиеся в непривычную сторону, которые норовили распахнуться вместе с владельцем. Двери надо было уступать либо обходить. Распахивались двери на очень большой угол, а стопором служил ремешок, который иногда отрывался. Посадка в Запорожце была на дне, где-то глубоко в недрах автомобиля. Пол у машины был низкий, сиденье такое же низкое и крепилось прямо в днище без салазок и регулировок. Чтобы его подогнать, нужно было гаечным ключом отворачивать четыре болта. Обычно в боковом окне виднелась только голова водителя. Приборы и органы управления Запорожца были простейшими с легким оттенком примитива. Самым невиданным в своей простоте был указатель поворота. Стоял он под правой рукой на панели и был он обычным тумблером, правда, очень крупным. Щелчок влево - включен левый поворотник, щелчок вправо - включен правый. Из приборов спидометр, указатель уровня топлива и датчик температуры масла. Мотор-то воздушный, поэтому температура масла была очень важным параметром. Подсос жил на центральном тоннеле, рядом с ручником. Заводился Запорожец из-за этого довольно затейливо: водитель лез куда-то между сиденьями, вытягивал ручку подсоса вверх, после чего заводил ключом. Работал мотор непривычно. На холостом ходу он даже мог показаться тихим. Но как только машина трогалась с места, кузов наполнялся таким грохотом и тарарамом, что у большинства водителей даже не возникала мысль о радиоприемнике. Ездить Запорожец умел, иногда даже быстро. Но на скорости под 100 км/ч масло у него кончалось километров через 150. Передняя торсионная подвеска была жесткой, а задняя наоборот довольно мягкая. Из-за этого Запорожец вел себя как-то вихляво и неуверенно. Если на большой скорости на ухабе зад подпрыгивал с отрывом от дороги, задние колеса складывались, и машина заваливалась на бок. Зато машине не было равных на русском проселке. Он ползал даже по серьезной грязи. Самая сложная деталь любого Запорожца - печка. Как эта штука работает, почти никто толком не знал. Но в народе были умельцы, разгадавшие ее сущность, поэтому встречались машины, внутри которых было тепло. ЗАЗ 965 был первым в нашей стране автомобилем, вокруг которого появился клуб любителей этой марки.