Автомобиль выпускался серийно на Горьковском Автомобильном Заводе (Завод Имени Молотова) до 1959 года в версии с кузовами «седан» и «седан-такси», в версии санитарного автомобиля с кузовом «эмбюлэнс-хэтчбэк» — до 1960 г. До 1956 года машина называлась ГАЗ-М-12 «ЗиМ», иногда обозначался как «ЗиМ-12», с 1956 года машина называлась ГАЗ-12.
Разработка была начата в 1948 году и велась в сжатые сроки — на неё отпускалось 29 месяцев. Конструктор — А. А. Липгарт, ответственный художник-конструктор — Лев Еремеев.
Отведённые коллективу ГАЗ-а сжатые сроки позволяли либо приблизительно скопировать иностранную модель (в частности, заводу настоятельно рекомендовали «Бьюик» образца 1948 года — машину консервативную и устаревшую, выпускавшуюся ещё с довоенных лет), либо воспользоваться уже имеющимися наработками и спроектировать автомобиль, максимально опирающийся на уже освоенные в производстве агрегаты и технологии. Конструкторы и дизайнеры избрали второй путь, хотя значительное влияние иностранных (американских) образцов того же класса на выбор стилистических решений сохранялось.
Вместе с тем, перекликаясь по внешности с целым рядом американских моделей сегмента «fine car» (средний-высший класс), «ЗиМ» не был копией какого-либо конкретного иностранного автомобиля ни в плане дизайна, ни, в особенности, в техническом аспекте — в последнем конструкторы завода даже сумели в какой-то мере «сказать новое слово» в рамках мировой автостроительной индустрии.
«ЗиМ» мог стартовать с любой передачи из имеющихся трех — заводской инструкцией рекомендовалось трогаться со второй передачи, а первую использовать только в тяжелых дорожных условиях и на подъемах. Эластичность при движении на прямой-третьей передаче была просто удивительна. Автомобиль трогался с места плавно и безо всяких рывков. «ЗиМ» можно было затормозить до полной остановки, не выключая передачи. Решетка радиатора ГАЗ-М-12 на первый взгляд выглядит аналогичной решетке «Кадиллаков» 1948 модельного года; на самом деле, она похожа лишь поверхностно (формой и числом клеток), но имеет другую конструкцию, другие пропорции, и при сравнении создает иное впечатление о передней части машины. Красный «гребень» на капоте ГАЗ-М-12 имел декоративную подсветку, которую включали ночью. У автомобиля был несущий кузов, редко встречавшийся среди легковых машин со столь значительной колесной базой (3200 мм).
Особого упоминания заслуживает дизайн автомобиля. Ему при разработке уделялось особое внимание. По сравнению с простоватой «Победой», с минимумом хромированного декора и обощенными формами, «ЗиМ» приятно удивляет элегантными линиями, роскошным стайлингом в американском стиле, вниманием к мелочам (которые и определяют в целом восприятие автомобиля), обилием хрома в отделке как экстерьера, так и интерьера.
Автомобиль был окрашен с лучшим доступным для ГАЗ-а качеством нитроэмалями в 7 слоев с полировкой каждого. Цветовая гамма была не богата: автомобили красились в основном в черный, редко — белый и темно-зеленый цвета. Такси имели обычно серый цвет, а «скорые помощи» — цвет «слоновой кости». На экспорт предлагались также вишнёвые, зелёные и серые автомобили, а так же двухцветные комбинации. Для Китая была выполнена партия автомобилей популярного там синего цвета, традиционно символизирующего удачу и успех.
Шины с белыми боковинами закупались в США и устанавливались только на выставочные образцы.
Интерьер автомобиля имел многие роскошные, по меркам тех лет, элементы — широкие подлокотники для задних пассажиров, четыре пепельницы, мягкие поручни в спинке заднего дивана и по бокам, дополнительную подсветку, отдельный прикуриватель в пассажирском отделении, и так далее.
Цена этого более чем солидного автомобиля составляла до реформы 1961 года 40 000 руб., целое состояние по тогдашней средней зарплате, при том, что престижная «Победа» стоила 16 000 руб. (позже 25 000 руб.), а «Москвич-400» — 9 000 руб. (позже 11 000 руб.). Так что очередей за «ЗиМ»-ами тогда просто не было, а их основными покупателями были советская научная и творческая элита из числа тех кому напрямую персональный автомобиль не полагался. Тем не менее, такие «частные» автомобили управлялись зачастую персональными водителями, обслуживались и хранились в государственных гаражах
Автомобили «ЗиМ» поставлялись на экспорт преимущественно в страны социалистического лагеря, а также в ряд капиталистических стран, например, Финляндию, Швецию.
Этот автомобиль проектировался с целью удовлетворения потребности в транспортных средствах руководителей среднего ранга правящей «верхушки» СССР. И в то время, когда выпустили ЗИМ, он по внешнему виду даже был несколько привлекательней, а самое главное—современней, элитарного «ЗИС-110». ГАЗ-12 обладал неповторимым обликом с крупноячеистой радиаторной решеткой, как у «Кадиллак», и наполовину скрытыми задними колесами, как у «Крайслер». У ЗИМа имелся обширный перечень атрибутов, присущих автомобилям высшего класса: прикуриватель, пепельница, радиоприемник, откидные сиденья среднего ряда. Однако одним из самых существенных достижений этой машины являлась гидравлическая муфта. Она позволяла ездить так, будто в автомобиле стояла автоматическая коробка передач. Например, на второй передаче можно было двигаться со скоростью 80 км/ч и остановиться, не выжимая сцепления и не выключая передачу, при этом машина не заглохла бы. Помимо прочего, ЗИМ—настоящий раритет, растиражированный в количестве чуть более 21 тыс.шт.